Звукопись. Аллитерация. Ассонанс
Звукопись — прием усиления изобразительности текста с помощью повторения ударных и без­ударных слогов, гласных и согласных звуков. Наиболее распространенной формой звукописи являются поэтические повторы, образующие особое построение текста. Это придает тексту свое­образную симметрию.
Я мечтою ловил уходящие тени,
Уходящие тени погасавшего дня,
Я на башню всходил, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.

И чем выше я шел, тем ясней рисовались,
Тем ясней рисовались очертанья вдали,
И какие-то звуки вдали раздавались,
Вкруг меня раздавались от Небес и Земли.
(Бальмонт)
Аллитерация — повторение согласных. Например, в следующей строфе из стихотворения Баль­монта повторяется звук «л»:
Лебедь уплыл в полумглу,
Вдаль, под луною белея.
Ластятся волны к веслу,
Ластится к влаге лилея...
Ассонанс — повторение гласных:
Я вольный ветер, я вечно вею,
Волную волны, ласкаю ивы,
В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею,
Лелею травы, лелею нивы.
Здесь повторяются гласные «о» и «е».

Звукопись иногда представляет определенную эстетическую игру. Так, Сумароков воспроизво­дит кваканье лягушки: «О как к вам, к вам, к вам, боги, не гласить».



Источник: http://www.ozon.ru/context/detail/id/5387839/?partner=mvg2327303
Категория: Термины | Добавил: Maysara (26.12.2010)
Просмотров: 7102 | Теги: звукопись, термины, теория литературы, ассонанс, аллитерация