Ритм. Рифма. Строфа
Ритм — повторение каких-либо элементов текста через определенные промежутки. В русском языке ритм образуется с помощью ударения.

Рифма — созвучие концов стихов (или полустиший).

Рифма и ритм — взаимосвязанные явления. Если в конце строки есть рифма, то строка ощу­щается как более целостное, завершенное единство. Придавая каждой строке целостность и завер­шенность, рифма и ритм подчеркивают «одинаковость» строк.

По степени совпадения концов рифмующихся строк рифмы делятся на
  • точные
    и 
  • неточные.
В точных рифмах гласные и согласные звуки в конце рифмующихся строк полностью совпадают:
Широк и желт вечерний свет,
Нежна апрельская прохлада.
Ты опоздал на много лет,
Но все-таки тебе я рада.
В неточных рифмах такое совпадение бывает неполным:
Уже кленовые листы
На пруд слетают лебединый,
И окровавлены кусты
Неспешно зреющей рябины.
По расположению последнего ударного гласного рифмы делятся на
  • мужские
    и 
  • женские.
Если ударный слог стоит на первом месте от конца строки, то это мужская рифма (сад`у—льд`у). Если ударный слог стоит на втором месте от конца, то это женская рифма (г`орем—м`орем):
Звенела музыка в саду
Таким невыразимым горем.
Свежо и остро пахли морем
На блюде устрицы во льду.
Строфа — организованное сочетание стихов (стих — поэтическая строка), закономерно повто­ряющееся на протяжении стихотворного произведения или его части. Наиболее простым и рас­пространенным способом соединения стихов в строфу является соединение их рифмой. Наиболее распространенным видом строфы является четверостишие, наименьшим — двустишие. Существу­ют также октавы, терцины, онегинские строфы, балладные строфы, одические строфы и другие.

Двустишие — простейшее строфическое образование из двух стихов, скрепленных рифмой:
Порода красоты лицу не придает:
В селе и в городе цветок равно цветет.
Четверостишие — строфическое образование из четырех стихов. Например, следующее стихо­творение Ахматовой состоит из трех четверостиший:
Сжала руки под темной вуалью...
«Отчего ты сегодня бледна?» —
Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.

Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот...
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.

Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
Все, что было. Уйдешь, я умру».
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: «Не стой на ветру».
Октавой называется восьмистишная строфа, в которой рифмуется первый стих с третьим и пя­тым, второй стих — с четвертым и шестым, седьмой стих — с восьмым.
В шесть лет он был ребенок очень милый
И даже, по ребячеству, шалил;
В двенадцать приобрел он вид унылый
И был хотя хорош, но как-то хил.
Инесса горделиво говорила,
Что метод в нем натуру изменил:
Философ юный, несмотря на годы,
Был тих и скромен, будто от природы.
Терцины (терцеты) — трехстишные строфы. В них первый стих первой строфы рифмуется с третьим, второй стих первой строфы — с первым и третьим второй строфы, второй стих второй строфы — с первым и третьим третьей строфы и т. д. Заканчивались терцины дополнительным стихом, рифмующимся со вторым стихом последнего трехстишия.
Когда сгустится тьма вокруг,
Ты, словно раб предназначенья,
Начертишь кровью ровный круг,

Отбросишь жалкие сомненья.
Войдешь в него, забыв про страх.
Тебя подхватят тьмы теченья.

Отбросишь тело, — бренный прах.
Ты с теми, кто во тьму шагнули!
Погасли огоньки в глазах.

А где твой дух, а не в аду ли?
Онегинская строфа — четырнадцатистрочная строфа, созданная А. С. Пушкиным в романе в стихах «Евгений Онегин». Эта строфа состоит из трех четверостиший и заключительного двус­тишия. В первом четверостишии перекрестная рифмовка (абаб), во втором — кольцевая (абба), в третьем — смежная (аабб), последние два стиха рифмуются друг с другом. Такими строфами написан весь роман (за исключением писем Татьяны и Онегина).
Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла — все кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.

Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,

Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух из уст Эола;

То стан совьет, то разовьет
И быстрой ножкой ножку бьет.

Балладная строфа — строфа, в которой четные и нечетные стихи состоят из разного количества стоп. Используется в балладах.
Королева Британии тяжко больна,
Дни и ночи ее сочтены.
И позвать исповедников просит она
Из родной, из французской страны.

Но пока из Парижа попов привезешь,
Королеве настанет конец...
И король посылает двенадцать вельмож
Лорда-маршала звать во дворец.

Одическая строфа — строфа из десяти стихов, рифмуемых по схеме абабввгддг, употреблявша­яся в жанре торжественной оды.
О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.



Источник: http://www.ozon.ru/context/detail/id/5387839/?partner=mvg2327303
Категория: Термины | Добавил: Maysara (30.12.2010)
Просмотров: 9429 | Теги: стихосложение, четверостишие, термины, терцина, одическая строфа, теория литературы, двустишие, строфа, онегинская строфа, октава