Изобразительно-выразительные средства: сравнение, эпитет, метафора, метонимия, гипербола, аллегория
К изобразительно-выразительным средствам языка художественного произведения относятся: сравнение, эпитет, метафора, метонимия, гипербола, аллегория и другие.

Сравнение — изобразительный прием, в котором одно явление или понятие проясняется путем сопоставления с другим явлением. Синтаксически сравнение выражается при помощи сравни­тельных союзов как, будто, словно, точно, похож, ровно, как будто, что. Например,
И не похожа на полет
Походка медленная эта,
Как будто под ногами плот,
А не квадратики паркета.

Заплаканная осень, как вдова
В одеждах черных, все сердца туманит...

Ты рванулась движеньем испуганной птицы,
Ты прошла, словно сон мой, легка...
Есть и бессоюзные сравнения: «У меня ли молодца кудри — чистый лен» (Некрасов); «И пес­ня и стих — это бомба и знамя» (Маяковский). Сравнение также может быть выражено в форме творительного падежа: «Словно крошкой в руках улеглось» (Безыменский); «Соловьем залетным юность пролетела» (Кольцов); «Лежал закат костром багровым» (Ахматова).

Сближение разных предметов помогает раскрыть в объекте сравнения, кроме основного призна­ка, также ряд дополнительных.

По своей форме сравнения бывают прямыми и отрицательными. Прямое сравнение — сопо­ставление предметов или явлений в прямой, утвердительной форме. В отрицательных сравнениях внешне явления отдельны, но внутренне сближены:
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Сравнение может проходить через все произведение. Например, в лермонтовском стихотворении «Поэт» творчество поэта сравнивается с кинжалом, который из грозного оружия превратился в украшение, висящее на ковре, а поэт «утратил свое назначенье».

Эпитет — художественное, образное определение; слово, определяющее предмет или явление, подчеркивающее какие-либо его качества, свойства, признаки. Чаще всего эпитет имеет метафо­рическую форму, то есть имеет переносный смысл (в отличие от обычного определения): золотые руки, золотая роща, железная хватка и т. д.

Эпитеты бывают простыми и сложными. Простые эпитеты выражаются одним словом (тяжелозмейные волосы). В состав сложных эпитетов может входить целая фраза. Например:
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя,
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
В этой строфе Пушкина первые две строки — сложный эпитет к местоимению «ты». Эпитетами могут быть различные части речи:
  • прилагательные:
    глухая ночь;
  • существительные:
    волшебница-зима;
  • наречия
    волны ласково катились на берег;
  • деепричастия:
    играючи расходится ветер.
Метафора — перенос по сходству; вид тропа (троп — слово в иносказательном значении), в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений в языке. Мета­фора, как и сравнение, переносит свойства одного предмета или явления на другой. Но, в отличие от сравнения, где присутствуют оба компонента (то, что сравнивают, и то, с чем сравнивают), в метафоре присутствует только один. Второй как бы скрыт, он только подразумевается. Надо уметь видеть второй, скрытый план метафоры. Метафора заставляет работать мысль и воображе­ние. Например:
Багровый и белый отброшен и скомкан,
в зеленый бросали горстями дукаты,
а черным ладоням сбежавшихся окон
раздали горящие желтые карты.
Эта строфа стихотворения Маяковского «Багровый и белый» буквально пронизана метафора­ми. «Багровый», «белый» и «зеленый», в который «бросали» горстями дукаты — краски заката, дукаты — звезды, высыпавшие на ночное небо. «Горящие желтые карты» — свет, зажегшийся в окнах с наступлением темноты.

Метафора — самый емкий троп. Она способна высветить предмет или явление с совершенно новой, необычной стороны, сделать текст неповторимо поэтичным. Метафоры бывают простыми и развернутыми. Развернутыми называются те метафоры, в которых метафорический образ ох­ватывает, например, несколько фраз. Развернутой метафорой является, например, образ «птицы-тройки» в «Мертвых душах» Гоголя.

Метонимия — перенос по смежности. В этом случае явления находятся в какой-либо связи друг с другом: «всю ночь глаз не смыкал», то есть не спал (смыкание глаз — это внешнее выра­жение покоя). Виды метонимии:
  • уподобление внешнего выражения внутреннему состоянию:
    сидеть сложа руки;
  • метонимия места, уподобление того, что где-либо помещается с тем, что его вмещает:
    ауди­тория ведет себя хорошо.
    Часто в двух или нескольких словах содержится одновременно и метафора, и метонимия:
    зал кипит;
  • метонимия принадлежности, когда предмет уподобляется тому, кому он принадлежит:
    ехать на извозчике,
    люблю читать Шекспира;
  • уподобление действия его орудию:
    предать огню и мечу,
    бойкое перо.
Гипербола — художественный прием, основанный на преувеличении тех или иных свойств изображаемого предмета или явления. С помощью гиперболы писатель может усилить впечатление от достоинств или недостатков своих героев, свойств предметов и явлений. Например, знаме­нитое гоголевское выражение «Редкая птица долетит до середины Днепра» — явное преувеличе­ние размеров реки.

Аллегория — изображение отвлеченного (абстрактного) понятия через конкретный образ, когда одно явление изображается и характеризуется через другое.

Аллегория состоит из двух элементов:
  • смыслового — это какое-либо понятие или явление (мудрость, хитрость, доброта, детство, природа и др.), которое стремится изобразить автор, не называя его;
  • образно-предметного — это конкретный предмет, существо, изображенное в художественном произведении и представляющее названное понятие или явление.
Связь аллегории с обозначаемым понятием более прямая и однозначная, чем, например, у сим­вола. В основном аллегория выражает строго определенный предмет или понятие (связь между образом и понятием, изображением и его смыслом устанавливается по аналогии). Традиционно аллегория используется в басне, притче. Классический пример аллегории — женщина с завязан­ными глазами и с весами в руках, богиня Фемида, аллегория правосудия.



Источник: http://www.ozon.ru/context/detail/id/5387839/?partner=mvg2327303
Категория: Термины | Добавил: Maysara (26.12.2010)
Просмотров: 40037 | Теги: изобразительные средства, эпитет, термины, гипербола, теория литературы, метонимия, аллегория, метафора, выразительные средства, сравнение