Здравствуйте, Гость! Регистрация RSS

Ликбез. Литература. ЕГЭ. ОГЭ

Среда, 21.08.2019
Главная » Материалы » Авторы » Толстой Л. Н.

Толстой Л. Н. Война и мир
Нет величия там, где нет простоты, добра и правды.

Л. Н. Толстой

Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» стоит в ряду лучших произведений мировой литературы. Несмотря на то что такой грандиозный материал собран за сравнительно короткий срок, в романе великолепно изображены многие стороны жизни и проблемы, стоявшие в то время особенно остро. Это произве­дение явилось, по словам многих известных писателей и кри­тиков, «величайшим романом в мире». Роман повествует о знаменательных событиях из истории страны, освещает важные стороны народной жизни, взгляды, идеалы, быт и нравы различных слоев общества.

Романом «Война и мир» великий русский писатель Л. Толстой воздвиг «нерукотворный памятник» героям 1812 года. Автор рассказывает в своем романе о верных сынах Отечества, готовых отдать жизнь за спасение Родины.

Писатель прославил в своем романе главнокомандующего Кутузова, как вдохновителя и организатора побед русского народа. Толстой подчеркивает, что Кутузов — подлинно на­родный герой, который руководствуется в своих действиях народным духом. Кутузов предстает в романе как простой русский человек, чуждый притворству, и одновременно как мудрый исторический деятель и полководец. Главное в Куту­зове для Толстого — его кровная связь с народом, «то народное чувство, которое он носит в себе во всей чистоте и силе его». Именно поэтому, подчеркивает Толстой, народ и выбрал его «против воли царя в производители народной войны». И только это чувство поставило его на «высшую человеческую высоту».

Толстой изображает Кутузова как мудрого полководца, глубоко и верно понимающего ход событий. Не случайно правильная оценка Кутузовым хода событий всегда подтверждается впос­ледствии. Так, он верно оценил значение Бородинского сра­жения, заявив, что это — победа. Как полководец, он явно стоит выше Наполеона. Именно такой полководец был нужен для ведения войны 1812 года, и Толстой подчеркивает, что после перенесения войны в Европу русской армии потребовался другой главнокомандующий. «Представителю народной войны ничего не оставалось, кроме смерти. И он умер».

В изображении Толстого Кутузов — живое лицо. Вспом­ним его выразительную фигуру, походку, жесты, мимику, его знаменитый глаз, то ласковый, то насмешливый. Примечатель­но, что Толстой дает этот образ в восприятии различных по харак­теру и социальному положению лиц, углубляясь в психологи­ческий анализ. Глубоко человечным и живым делают Кутузо­ва сцены и эпизоды, изображающие полководца в беседах с близкими и приятными ему людьми (Болконским, Денисовым, Багратионом), его поведение на военных советах, в битвах под Аустерлицем и Бородином.
Одновременно надо отметить, что образ Кутузова несколь­ко искажен, не лишен недостатков, причина которых — в неправильных позициях Толстого-историка. Исходя из сти­хийности исторического процесса, Толстой отрицал роль личности в истории. Писатель высмеивал культ «великих личностей», созданный буржуазными историками. Он считал, что ход ис­тории решают народные массы. Он пришел к признанию фатализма, утверждая, что все исторические события предоп­ределены свыше. Именно Кутузов выражает эти взгляды Толстого в романе. Он, по словам Толстого, «знал, что решают участь сражения не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войны, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти». У Кутузова — толстовский фаталистический взгляд на историю, согласно которому исход исторических событий заранее пред­решен. Ошибка Толстого состояла в том, что, отрицая роль личности в истории, он стремился сделать Кутузова только мудрым наблюдателем исторических событий. И это привело к неко­торой противоречивости его образа: он выступает в романе как полководец, при всей своей пассивности точно оценива­ющий ход военных событий и безошибочно направляющий их. И в конечном результате Кутузов выступает как активный деятель, скрывающий за внешним спокойствием огромное волевое напряжение.

Антиподом Кутузова в романе выступает Наполеон. В первых частях романа автор со злой иронией говорит о пре­клонении перед Наполеоном, которое воцарилось в высших светских кругах России после Тильзитского мира. Толстой характе­ризует эти годы как «время, когда карта Европы перерисовы­валась разными красками каждые две недели», и Наполеон «уже убедился, что не нужно ума постоянства и последова­тельности для успеха». С самого начала романа Толстой ясно выра­жает свое отношение к государственным деятелям этой эпохи. Он показывает, что в поступках Наполеона кроме прихоти не было никакого смысла, но «он верил в себя, и весь мир верил в него».

Если Пьер видит в Наполеоне «величие души», то для Шерер Наполеон — воплощение французской революции и уже поэтому злодей. Юный Пьер не понимает того, что став императором, Наполеон продал дело революции. Пьер защи­щает и революцию, и Наполеона в равной мере. Более трезвый и опытный князь Андрей видит и жестокость Наполеона, и его деспотизм, а отец Андрея старик Болконский сетует, что нет Суворова, который показал бы французскому императору, что значит воевать.

Каждый персонаж романа думает о Наполеоне по-своему, и в жизни каждого героя полководец занимает определенное мес­то. Надо сказать, что и по отношению к Наполеону Толстой был недостаточно объективен, утверждая: «Он был подобен ребенку, который, держась за тесемочки, привязанные внутри кареты, воображает, что он правит». Но Наполеон в войне с Россией не был бессилен. Он просто оказался слабее своего противника — «сильнейшего духом», по выражению Толстого.

Писатель рисует этого знаменитого полководца и выдаю­щегося деятеля как «маленького человека» с «неприятно-притворной улыбкой» на лице, с «жирной грудью», «круглым животом» и «жирными ляжками коротеньких ног». Наполеон предстает в романе как самовлюбленный, самонадеянный влас­титель Франции, упоенный успехом, ослепленный славой, считающий себя движущей силой исторического процесса. Его безумная гордость заставляет его принимать актерские позы, произносить напыщенные фразы. Всему этому способ­ствует раболепие, окружающее императора. Наполеон Тол­стого — «сверхчеловек», для которого имеет интерес «только то, что происходило в его душе». А «все, что было вне его, не имело для него значения, потому что все в мире, как ему казалось, зависело только от его воли». Не случайно слово «я» — любимое слово Наполеона. Насколько Кутузов выра­жает интересы народа, настолько Наполеон мелок в своем эгоцентризме. Сопоставляя эти образы, мы видим, что подлин­но велик у Толстого именно Кутузов — народный полководец, думающий о славе и свободе Отечества.

Категория: Толстой Л. Н. | Добавил: lik-bez (10.11.2012)
Просмотров: 1254 | Теги: Война и мир, толстой

Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет Рейтинг сайтов