Здравствуйте, Гость! Регистрация RSS

Ликбез. Литература. ЕГЭ. ОГЭ

Суббота, 17.11.2018
Главная » Материалы » Авторы » Некрасов Н. А.

Некрасов Н. А. Кому на Руси жить хорошо? О произведении
Довольно! Окончен с прошедшим расчет, 
Окончен расчет с господином! 
Сбирается с силами русский народ 
И учится быть гражданином!
 
Н. А. Некрасов
 
Как пушкинскую поэму «Евгений Онегин», названную Белинским «энциклопедией русской жизни», так и поэму Некрасова можно с полным основанием считать энцикло­педией русской народной жизни середины XIX века. Автор называл поэму «своим любимым детищем», а мате­риал собирал для нее, как он сам выразился, «по словечку в течение двадцати лет». Необычайно широко охватывает она народную жизнь, поднимает самые главные вопросы своего времени и включает в себя сокровища народной речи.
 
В этом произведении отразилась современная поэту жизнь, были подняты животрепещущие вопросы того вре­мени, показаны наиболее существенные черты историчес­кого периода кризиса феодальных отношений, острой лом­ки крепостнических устоев России. В нем решались про­блемы, волновавшие умы передовых людей: в каком на­правлении пойдет историческое развитие страны, какую роль в истории суждено сыграть крестьянству, каковы судьбы русского народа.
 
Некрасов создает целую галерею картин деревенской жизни, и в этом смысле поэма имеет нечто общее с турге­невскими «Записками охотника». Но как реалист-бытопи­сатель Некрасов идет дальше Тургенева, показывая их с энциклопедической полнотой, вникая не только в мысли и настроения своих героев, но и в социальный и в хозяй­ственный уклад их жизни.
 
Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» начинается с вопроса: «В каком году — рассчитывай, в какой земле — угадывай». Но не трудно понять, о каком периоде говорит Некрасов. Поэт имеет ввиду реформу 1861 года, по которой «освободили» крестьян, а те, не имея своей земли, попадали в еще большую кабалу.
 
Через всю поэму проходит мысль о невозможности так жить дальше, о тяжелой крестьянской доле, о крестьян­ском разорении. Этот мотив голодной жизни крестьянст­ва, которого «тоска-беда измучила» звучит с особой си­лой в песне, названной Некрасовым «Голодная». Причем поэт не смягчает красок, показывая нищету, грубость нравов, религиозные предрассудки и пьянство в крестьянском быту.
 
Положение народа с предельной отчетливостью рисуется названием тех мест, откуда родом крестьяне-правдоискатели: уезд Терпигорева, Пустопорожняя волость, деревни Заплато-ва, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова. В поэме очень ярко изображена безрадостная, бесправная, го­лодная жизнь народа. «Мужицкое счастье,— с горечью вос­клицает поэт,— дырявое с заплатками, горбатое с мозолями!» Как и прежде, крестьяне — люди «досыта не едавшие, несо­лоно хлебавшие». Изменилось только то, что теперь их вместо барина драть будет волостной».
 
С нескрываемым сочувствием относится автор к тем кресть­янам, которые не мирятся со своим голодным бесправным существованием. В отличие от мира эксплуататоров и мораль­ных уродов, холопов вроде Якова, Глеба, Сидора, Плата, лучшие из крестьян в поэме сохранили подлинную человеч­ность, способность к самопожертвованию, душевное благо­родство. Это Матрена Тимофеевна, богатырь Савелий, Яким Нагой, Ермил Гирин, Агап Петров, староста Влас, семь прав­доискателей и другие. У каждого из них своя задача в жизни, своя причина «искать правду», но не все они вместе свиде­тельствуют о том, что крестьянская Русь уже пробудилась, ожила. Правдоискателям видится такое счастье для русского народа:
 
Не надо мне ни серебра, 
Ни золота, а дай Господь, 
Чтоб землякам моим 
И каждому крестьянину 
Жилось вольготно, весело 
На всей святой Руси!
 
В Якиме Нагом представлен своеобразный характер на­родного правдолюбца, крестьянского «праведника». Яким живет той же трудолюбивой нищенской жизнью, как и все крестьянство. Но он отличается непокорным нравом. Яким готов постоять за свои права, он честный труженик с большим чувством собственного достоинства. Тяжелая жизнь не убила в нем любовь к прекрасному. Во время пожара он спасает не деньги, а «картиночки», потеряв за целый век накопленное богатство — «целковых тридцать пять». Вот как говорит он о пароде:
 
У каждого крестьянина 
Душа, что туча черная, 
Гневна, грозна — и надо бы 
Громам греметь оттудова, 
Кровавым лить дождям, 
А все вином кончается.
 
Примечателен и Ермил Гирин. Грамотный мужик, он слу­жил писарем, прославился на всю округу справедливостью, умом и бескорыстной преданностью народу. Примерным ста­ростой показал себя Ермил, когда народ выбрал его на эту должность. Однако Некрасов не делает из него идеального праведника. Ермил, пожалев своего младшего брата, назнача­ет в рекруты сына Васильевны, а затем в порыве раскаяния чуть не кончает жизнь самоубийством. История Ермила завер­шается печально. Он посажен в тюрьму за свое выступление во время бунта. Образ Ермила свидетельствует о таящихся в русском народе духовных силах, богатстве моральных качеств крестьянства.
 
Но лишь в главе «Савелий — богатырь святорусский» крестьянский протест превращается в бунт, завершающийся убийством угнетателя. Правда, расправа с немцем-управляю­щим носит пока стихийный характер, но такова была действи­тельность крепостного общества. Крестьянские бунты возни­кали стихийно как ответ на жестокие притеснения крестьян помещиками и управляющими их имений.
 
Некрасов показывает трудный и сложный путь, которым шло нарастание бунтарских настроений и формирование со­знания Савелия: от молчаливого терпения — к пассивному сопротивлению, от пассивного сопротивления — к открытому протесту и борьбе.
 
Савелий — последовательный борец за народные интере­сы. Несмотря на розги и каторгу, он не смирился со своей участью, остался духовно свободным человеком. «Клейменый, да не раб!» — отвечает он людям, назвавшим его «клейме­ным». Савелий воплощает лучшие черты русского характера: любовь к родине и народу, ненависть к угнетателям, ясное понимание непримиримости интересов помещиков и крестьян, мужественную способность к преодолению любых трудностей, физическую и нравственную силу, чувство собственного до­стоинства. Поэт видит в нем подлинного борца за народное дело.
 
Не кроткие и покорные близки поэту, а непокорные и смелые бунтари, такие как Савелий, «богатырь святорус­ский», Яков Нагой, чье поведение говорит о пробуждающемся сознании крестьянства, о накипающем протесте его против угнетения. Некрасов писал об угнетенном народе своей стра­ны с гневом и болью. Но поэт сумел заметить «искру сокры­тую» могучих внутренних сил, заложенных в народе, и смот­рел вперед с надеждой и верой:
 
Рать поднимается 
Неисчислимая, 
Сила в ней скажется 
Несокрушимая...
 
Категория: Некрасов Н. А. | Добавил: lik-bez (20.10.2012)
Просмотров: 1373 | Теги: Кому на Руси жить хорошо?, некрасов

Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет Рейтинг сайтов