Здравствуйте, Гость! Регистрация RSS

Ликбез. Литература. ЕГЭ. ОГЭ

Суббота, 17.11.2018
Главная » Материалы » Авторы » Некрасов Н. А.

Некрасов Н. А. О нем
Творчество великого русского поэта Н. А. Некрасова пред­ставляет собой яркий пример слияния мастерства большого художника и позиции гражданина — сына своей Родины. Следуя традициям, восходящим к творчеству поэтов-декабрис­тов и продолженным затем Пушкиным и Лермонтовым, Нек­расов уделяет большое внимание предназначению поэта и поэзии, их роли в жизни общества.
 
Кюхельбекер первым до Пушкина и Лермонтова назвал поэта «пророком». Положение пророка призывало поэта нахо­диться  над  толпой в  борьбе  за  идеалы  свободы,  добра и справедливости, не обращая внимания на нападки. Пушкин, близкий к декабристским кругам, после разгрома восстания 1825 года написал своего «Пророка», сходного по духу с Кюхельбекеровским. Глас бога взывает к поэту: 
 
Восстань, пророк, и виждь, и внемли, 
Исполнись волею моей. 
И, обходя моря и земли, 
Глаголом жги сердца людей.
 
Пророк М.Ю. Лермонтова уже другой. Он также наделен божьим даром всевидения, но если пушкинский пророк идет к людям, стремится донести до них близкие поэту идеалы, то лермонтовский бежит от людей в пустыню. Видя их пороки, он не находит в себе сил для борьбы. 
 
Поэт Некрасова — это пророк, которого к людям «послал бог гнева и печали», его путь тернист, потому что поэт проходит этот путь с карающей лирой в руках, негодуя и обличая. Поэт понимает, что снис­кать всеобщую любовь таким образом невозможно: «Его пре­следуют хулы: он ловит звуки одобренья не в сладком рокоте хвалы, а в диких криках озлобленья».
 
Но его позиция: «Не может сын глядеть спокойно на горе матери родной», — есть позиция поэта-гражданина, продол­женная потом Л.Толстым: «Не могу молчать!»
 
Наиболее полно некрасовское кредо изложено в стихотво­рении «Поэт и гражданин» (1856 г.). Написанное в форме диалога, оно представляет собой полемику с широко распрос­траненными в то время взглядами на искусство как на нечто возвышенное, чуждое земным страданиям. 
 
Мы рождены для вдохновенья, 
Для звуков сладких и молитв.
 
Это пушкинские строки из стихотворения «Поэт и толпа» противоречат его же словам о поэте как о пророке, призван­ном «глаголом жечь сердца людей». Но это кажущееся проти­воречие. Поэт ведет диалог с самим собой. «Нет, ты не Пушкин», — говорит Некрасов-гражданин Некрасову-поэту, не смея оценить свой стихотворный талант выше пушкинского гения и делая вывод, что его, Некрасова, главное предназна­чение — быть гражданином: А что такое гражданин?
 
Отечества достойный сын.
 
Идеал поэта, борца за свободу, рисует Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» в образе Гриши Добросклонова, которому «судьба готовила путь славный, имя громкое наро­дного заступника, чахотку и Сибирь».
 
Прототипом для создания образа Гриши Добросклонова является, безусловно, Добролюбов, о котором Некрасов в стихотворении, посвященном третьей годовщине его смерти, сказал:
 
Какой светильник разума угас! 
Какое сердце биться перестало!
 
В произведениях Некрасова очень часто встречаются раз­мышления о Музе, которая вдохновляла его творчество и которой он служил: «Муза», «Вчерашний день, часу в шес­том...», «Угомонись, моя Муза задорная!», «О Муза! Я у двери гроба...».
 
Исходя из этого, можно сказать, что квинтэссенцией твор­чества Некрасова могут являться его строки из стихотворения «Элегия»:
 
Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру, неведомый ему,
Но я ему служил — и сердцем я спокоен...
 
Категория: Некрасов Н. А. | Добавил: lik-bez (11.08.2012)
Просмотров: 892 | Теги: некрасов, тема поэта и поэзии

Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет Рейтинг сайтов