Здравствуйте, Гость! Регистрация RSS

Ликбез. Литература. ЕГЭ. ОГЭ

Среда, 19.09.2018
Главная » Материалы » Авторы » Грибоедов А. С.

Грибоедов А. С. Горе от ума

1. В комедии «Горе от ума» представлены четыре основные темы: политическая си­туация в России после Отечественной войны, характеры и нравы московского дво­рянства, неразделенная любовь и герой времени — Чацкий. Создавая комедию, Грибоедов опирался на высокие образцы мировой литературы — «Дон Кихот» Сервантеса, «Ромео и Джульетта» и «Гамлет» Шекспира, а также на произведения русской литературы, в первую очередь — «Недоросль» Фонвизина.

2. Конфликт пьесы представляет собой единство двух начал: общественного и личного. Будучи человеком честным, благородным, прогрессивно мыслящим, свободолюбивым, глав­ный герой Чацкий противостоит фамусовскому обществу. Его драма усугубляется чувством пылкой, но безответной любви к дочери Фамусова Софье.

Чацкий, взволнованный встречей с Софьей, обескураженный ее холодным приемом, начинает говорить о том, что близко его душе. Он высказывает взгляды, прямо противопо­ложные взглядам фамусовского общества.

3. Действие в комедии происходит в годы, когда становится очевидным раскол в дво­рянской среде. Это время с 1816 по 1824 год. Влияние идей французских просветителей, рост национального самосознания после войны 1812 года сформировали  декабристскую идеологию. Однако большая часть русского дворянства оставалась глуха или враждебна к новым веяниям.

Понятия «век нынешний» и «век минувший» — нравственно-философские.

«Век нынешний» представлен в пьесе Чацким и некоторыми внесценическими персо­нажами: профессора педагогического института, которые «упражняются в расколах и безверье», племянник княгини Тугоуховской Федор, «химик и ботаник». Чацкий является идео­логом «века нынешнего». Как все идеологи в комедии, он высказывается монологически. Именно в монологах раскрывается отношение Чацкого к основным аспектам современной ему жизни: к воспитанию («Хлопочут набирать учителей полки...»); к образованию («...Чтоб грамоте никто не знал и не учился»); к службе («Как тот и славился, чья чаще гнулась шея...»); к чинам («А тем, кто выше, лесть, как кружево плели...»); к иностранцам («Ни звука русского, ни русского лица...»); к крепостному праву («Тот Нестор негодяев знат­ных...»).

Монологи Чацкого появляются в комедии в переломные моменты развития сюжета и конфликта. В монологах раскрываются не только мысли и чувства Чацкого, но и его харак­тер: пылкость, увлеченность, некоторый комизм (несоответствие между тем, что и кому он говорит).

4. Мировоззрение представителей «века минувшего» (Фамусова) сложилось в прошлом столетии, в «золотой» екатерининский век, и с тех пор никаких изменений не претерпело.

«Век минувший» — это люди разного возраста и положения: Фамусов, Скалозуб, Молчалин, графиня Хлестова, Загорецкий, гости на балу. Основная черта, их объединяющая, — кон­серватизм, стремление сохранить все «как делали отцы».

Жизненный идеал — «когда же надо подслужиться, и он сгибался вперегиб» (о Макси­ме Петровиче), «угождать всем людям без изъятья»; «С ключом, и сыну ключ умел доста­вить»; «Богат, и на богатой был женат».

Роднит всех представителей «века минувшего» ненависть к просвещению. «Ученье — вот чума, ученость — вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений». Фамусов показывает свою неприязнь к засилью иноземного: «А все Куз­нецкий мост, и вечные французы!» Однако это неприятие основано не на глубоком чувстве патриотизма, а на желании оградиться от «губителей карманов и сердец». На бал Фамусов не забывает пригласить французика из Бордо.

5. Общество  оскорблено  и,   защищаясь,   объявляет  Чацкого сумасшедшим.   Чацкий-сумасшедший обществу не страшен. Чацкий принимает решение «искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок».

6. В отличие от классицистической пьесы, в которой участвует ограниченное количест­во персонажей, Грибоедов изображает множество различных типов героев. Помимо сцениче­ских персонажей в пьесе присутствует большое количество внесценических, о которых упо­минают действующие герои на протяжении всего  действия. Внесценические персонажи дополняют картину характеров и нравов в пьесе, и в «Горе от ума» на сцену словно бы вы­ходит вся Москва.

7. Персонажи «Горе от ума» наделены говорящими фамилиями, согласно традиции клас­сицизма.

8. Особенностью комедии является ее разговорный язык. Для разговорной речи харак­терен подвижный синтаксис, обилие междометий, вводных слов и выражений, разнообразие интонаций, восклицания, вопросы, повторы, уточнения.

9. Безусловным достижением стихотворной речи комедии стала его афористичность. Предвидение Пушкина, что половина стихов комедии должна «войти в пословицу», сбылось.

10. Драматург сочетает каноны классических пьес и отступления от них. Так, принцип единства времени и места сохраняется: действие происходит в течение одного дня в одном месте,  хотя герои упоминают о событиях, происходивших в прошлом и в других местах, в частности в Петербурге. В то же время не соблюдается принцип единства действия. Изна­чально завязавшись как любовный, конфликт обостряется социальными противоречиями, и две сюжетные линии начинают развиваться независимо.

11. Автор отказывается от строгого деления персонажей на положительных и отрица­тельных, соблюдает реалистический подход к созданию образов, по его собственному опреде­лению, стремится к созданию не «карикатур», а «портретов».

12. Комические обстоятельства, в которые попадает трагический герой Грибоедова, ус­тойчивые несоответствия, постоянный контраст между смешным и драматическим помогают автору наиболее полно выразить основную идею произведения.

 

Категория: Грибоедов А. С. | Добавил: lik-bez (29.12.2017)
Просмотров: 730 | Теги: горе от ума, драма, комедия, Грибоедов

Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет Рейтинг сайтов