Здравствуйте, Гость! Регистрация RSS

Ликбез. Литература. ЕГЭ. ОГЭ

Среда, 24.04.2019
Главная » Материалы » Авторы » Гоголь Н. В.

Маяковский В. В.
В творчестве поэта В.В.Маяковского сатира занимает одно из центральных мест. Поэт унаследовал бога­тые традиции русской классической литературы — Крылова, Фонвизина, Грибоедова, Гоголя, Салтыкова-Щедрина.
 
Если рассмотреть стихотворения Маяковского «О дряни» и «Прозаседавшиеся», то можно заметить, что поэт широко использует целый спектр комических приемов для описания бюрократов и мещан, чьи желания не простираются дальше «тихоокеанских галифищ» и стремления «фигурять» в новом платье «на балу в Реввоенсовете». Поэт использует и разящие эпитеты, и яркие сравнения, и неожиданные аллегории, но особенно ярко вскрывают суть порока гипербола, сарказм и гротеск.
 
Для примера проведем параллель между «Прозаседавши­мися» и «Ревизором». И то и другое являются законченными литературными произведениями, обладающими завязкой, куль­минацией и развязкой. Начало обоих произведений гиперболично: в первом — безнадежные попытки чиновников попасть на несколько заседаний сразу, где обсуждается «покупка склян­ки чернил», а в другом произведении от ужаса чиновники признают в Хлестакове ревизора. Кульминация представляет собой гротеск. В «Прозаседавшихся»: 
 
И вижу, 
Сидят людей половины, 
О, дьявольщина! 
Где же половина другая?
 
В нескольких строках Маяковский довел ситуацию до абсурда. Более плавен переход к кульминации в «Ревизо­ре», но по своей абсурдности она не уступает «Прозасе­давшимся» и характеризуется, например, такими ситуаци­ями, как сама себя высекшая унтер-офицерша, Бобчинс-кий, просящий довести до сведения его императорского величества, что «в таком-то городе живет Петр Иванович
Бобчинский».
 
В развитии «Ревизора» Гоголь отразил свою веру в силу и справедливость высшей власти, в неотвратимости наказания. Развязка «Прозаседавшихся» иронична, что, вероятно, говорит о том, что Маяковский понимал живучесть, неистребимость
бюрократизма.
 
Если говорить о стихотворении Маяковского «О дряни», то здесь мы найдем и гротеск в образе ожившего Маркса, призывающего свернуть головы мещанским канарейкам, и гиперболический эпитет «тихоокеанские галифища», и саркастическое выражение «мурло мещанина», и сравнение «зады, крепкие, как умывальники». Поэт без стеснения употребляет эти троны и стилистические фигуры, рассматривая обыватель­ский быт, который «страшнее Врангеля».
 
Это стихотворение можно соотнести с пафосом творчес­тва Салтыкова-Щедрина. В его произведениях сарказм, гро­теск и гипербола встречаются буквально на каждой странице, особенно в «Диком помещике», «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Истории одного города». В своих произведениях Салтыков-Щедрин часто использовал прием фактически. Подобный прием использовал и Маяковс­кий в пьесе «Клон», в которой Пьер Скрипкин переносится в будущее.
 
В.В.Маяковский следовал традициям Гоголя и Салты­кова-Щедрина не только в использовании литературных приемов, но и в самой тематике своих сатирических про­изведений, направленных против косности мышления, бюрократического мещанского бытия и обывательской пошлости. Традиции русской сатиры были продолжены и развиты такими мастерами слова, как Булгаков, Ильф и Петров; Фазиль Искандер.
 
Категория: Гоголь Н. В. | Добавил: lik-bez (08.09.2012)
Просмотров: 1135 | Теги: маяковский, Гоголь, Салтыков-Щедрин, сатира

Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет Рейтинг сайтов