Здравствуйте, Гость! Регистрация RSS

Ликбез. Литература. ЕГЭ. ОГЭ

Воскресенье, 24.03.2019
Главная » Тесты » ЕГЭ » 2014

000.11.14.013
[ Скачать с сервера (27.7 Kb) · Скачать удаленно () ] 26.08.2015, 15:34

Часть 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1–В7; С1, С2.

«А хорошо, что я на ней не женился», — подумал Старцев.

Она смотрела на него и, по-видимому, ждала, что он предложит ей пойти в сад, но он молчал.

— Давайте же поговорим, — сказала она, подходя к нему. — Как вы живете? Что у вас? Как? Я все эти дни думала о вас, — продолжала она нервно, — я хотел послать вам письмо, хотела сама поехать к вам в Дялиж, и я уже решила поехать, но потом подумала, — Бог знает, как вы теперь ко мне относитесь. Я с таким волнением ожидала вас сегодня. Ради Бога, пойдёмте в сад.

Они пошли в сад и сели там на скамью под старым клёном, как четыре года назад. Было темно.

— Как же вы поживаете? — спросила Екатерина Ивановна.

— Ничего, живём понемножку, — ответил Старцев.

И ничего не мог больше придумать. Помолчали.

— Я волнуюсь, — сказала Екатерина Ивановна и закрыла руками лицо, — но вы не обращайте внимания. Мне так хорошо дома, я так рада видеть всех и не могу привыкнуть. Сколько воспоминаний! Мне казалось ,что мы будем говорить с вами без умолку, до утра.

Теперь он видел близко ее лицо, блестящие глаза, и здесь, в темноте, она казалась моложе, чем в комнате, и даже как будто вернулось к ней ее прежнее детское выражение. И в самом деле, она с наивным любопытством смотрела на него, точно хотела поближе разглядеть и понять человека, который когда-то любил ее так пламенно, с такой нежностью и так несчастливо; ее глаза благодарили его за эту любовь. И он вспомнил все, что было, все малейшие подробности, как он бродил по кладбищу, как потом под утро, утомленный, возвращался к себе домой, и ему вдруг стало грустно и жаль прошлого. В душе затеплился огонёк.

— А помните, как я провожал вас на вечер в клуб? — сказал он. — Тогда шёл дождь, было темно…

Огонёк всё разгорался в душе, и уже хотелось говорить, жаловаться на жизнь…

— Эх! — сказал он со вздохом. — Вы вот спрашиваете, как я поживаю. Как мы поживаем тут? Да никак. Старимся, полнеем, опускаемся. День да ночь — сутки прочь, жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей… Днём нажива, а вечером клуб, общество картёжников, алкоголиков, хрипунов, которых я терпеть не могу. Что хорошего?

— Но у вас работа, благородная цель в жизни. Вы так любили говорить о своей больнице. Я тогда была какая-то странная, воображала себя великой пианисткой. Теперь все барышни играют на рояле, и я тоже играла, как все, и ничего во мне не было особенного; я такая же пианистка, как мама писательница. И, конечно, я вас не понимала тогда, но потом, в Москве, я часто думала о вас. Я только о вас и думала. Какое это счастье быть земским врачом, помогать страдальцам, служить народу. Какое счастье! — повторила Екатерина Ивановна с увлечением. — Когда я думала о вас в Москве, вы представлялись мне таким идеальным, возвышенным…

Старцев вспомнил про бумажки, которые он по вечерам вынимал из карманов с таким удовольствием, и огонёк в душе погас.

Он встал, чтобы идти к дому. Она взяла его под руку.

— Вы лучший из людей, которых я знала в своей жизни, — продолжала она. — Мы будем видеться, говорить, не правда ли? Обещайте мне. Я не пианистка, на своей счёт я уже не заблуждаюсь и не буду при вас ни играть, ни говорить о музыке.

Когда вошли в дом и Старцев увидел при вечернем освещении её лицо и грустные, благодарные, испытующие глаза, обращённые на него, то почувствовал беспокойство и подумал опять: «А хорошо, что я тогда не женился».

А. П. Чехов. «Ионыч»

При выполнении заданий В1–В2 ответ необходимо дать в виде слова, или сочетания слов, или последовательности цифр. 

В1. Как называется средство характеристики героев, основанное на описании их внешности («он видел близко её лицо, блестящие глаза, и здесь, в темноте, она казалась моложе, чем в комнате, и даже как будто вернулось к ней ее прежнее детское выражение»)?

В2. Рассказывая о себе, Екатерина Ивановна говорит: «…я такая же пианистка, как мама писательница». Каким приёмом, основанным на скрытой насмешке и характерным для чеховской прозы, отмечено это высказывание героини?

В3. Для создания образа Старцева Чехов использует выразительные подробности, несущие особую смысловую нагрузку, объясняющие поведение персонажа и особенности его мироощущения, например: «бумажки, которые он по вечерам вынимал из карманов с таким удовольствием». Назовите это художественное средство.

В4. Одним из средств создания образов героев является разговор между двумя или несколькими лицами в художественном произведении. Как называется такой приём?

В5. Данный эпизод начинается и заканчивается одной и той же мыслью Старцева. Назовите тип композиции, к которому прибегает автор для достижения эффекта «законченности» данного сюжета.

В6. Как называется приём, основанный на соседстве противоположных явлений (восторженные оценки Екатерины Ивановны и мысли Старцева о деньгах)?

В7. Черты какого литературного направления нашил отражение в рассказе А. П. Чехова?


Для выполнения задания С1-С2 дайте связный ответ на вопрос в объеме 5–10 предложений.

С1. От чего предостерегает читателей Чехов, показывая жизненный путь доктора Старцева?

С2. В каких произведениях русских писателей затрагивается проблема взаимоотношений личности и среды и в чём эти произведения можно сопоставить с чеховским «Ионычем»?


Часть 2

Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания В8–В12; С3–С4.

За всё, за всё тебя благодарю я:
За тайные мучения страстей,
За горечь слёз, отраву поцелуя,
За месть врагов и клевету друзей;
За жар души, растраченный в пустыне.

М. Ю. Лермонтов

* * *

О, весна без конца и без краю—
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!

Принимаю тебя, неудача,
И удача, тебе мой привет!
В заколдованной области плача,
В тайне смеха — позорного нет!

Принимаю бессонные споры,
Утро в завесях тёмных окна,
Чтоб мои воспалённые взоры
Раздражала, пьянила весна!

Принимаю пустынные веси!
И колодцы земных городов!
Осветленный простор поднебесий
И томления рабьих трудов!

И встречаю тебя у порога —
С буйным ветром в змеиных кудрях,
С неразгаданным именем бога
На холодных и сжатых губах…

Перед этой враждующей встречей
Никогда я не брошу щита…
Никогда не откроешь ты плечи…
Но над нами — хмельная мечта!

И смотрю, и вражду измеряю,
Ненавидя, кляня и любя:
За мученья, за гибель — я знаю —
Всё равно: принимаю тебя!

А. А. Блок, 1907 

При выполнении заданий В8–В12 ответ необходимо дать в виде слова, или сочетания слов, или последовательности цифр. 

В8. Как называется приём повторения слова или группы слов в начале стихотворных строк, усиливающий эмоциональное впечатление (Принимаю тебя, неудача… / Принимаю бессонные споры…)?

В9. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом во ВТОРОЙ строфе стихотворения (укажите их номер в любой последовательности).

1)    гипербола
2)    метафора
3)    сравнение
4)    эпитет
5)    инверсия

В10. Цитата, предваряющая последующее произведение и перекликающаяся с основным текстом (строки Лермонтова перед стихотворением Блока), называется…

В11. Какой фонетический приём использует поэт, добиваясь особого звучания строки: «Ненавидя, кляня и любя»?

В12. Определите размер, которым написано стихотворение А. А. Блока «О, весна без конца и без краю».


Для выполнения задания С3–С4 дайте связный ответ на вопрос в объеме 5–10 предложений.

С3. Каким содержанием наполнен у Блока традиционный для поэзии образ весны?

С4. В каких произведениях русских поэтов звучит мотив жизнеприятия и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением А. А. Блока?


Часть 3

Для выполнения заданий части 3 выберите только ОДНО из предложенных ниже заданий (С5.1, С5.2, С5.3). Дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос (в объеме не менее 400 слов), опираясь на конкретный литературный материал и позицию автора произведения вне зависимости от того, насколько она совпадает с высказанными вами в работе собственными выводами и наблюдениями. 

С5.1. В чём причины трагического финала взаимоотношений Печорина и Грушницкого? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)

С5.2. Чего больше в проблематике произведений Н. А. Некрасова: вечного или злободневного?

С5.3. Что сближает и что различает жизненные позиции Луки и Сатина? (По пьесе М. Горького «На дне».)

 

Категория: 2014 | Добавил: Maysara
Просмотров: 5150 | Загрузок: 941

Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет Рейтинг сайтов